Психологические термины

Доминирующий интерес.

  • Реалистический тип – практический труд и быстрый результат. Предпочитает ручной труд и ловкость. Занимается конкретными объектами(вещи, животные, машины) и их практическим использованием (управление механизмами, работа с инструментом, станками).
  • Исследовательский тип – сообразителен, наблюдателен, независим и оригинален, обладает нестандартным мышлением и творческим подходом к делу. Выясняет множество деталей, прежде чем прийти к заключению. Предпочитает научные профессии.
  • Социальный тип – активен, общителен, эмоционален, чувствителен. Обладает развитыми словесными способностями. Умеет устанавливать и поддерживать отношения с людьми. Главным содержанием труда является взаимодействие с людьми. Предпочитаемые занятия: обучение, информирование, обслуживание.
  • Конвенциональный (стандартный) тип – усидчивый, исполнительный, дисциплинированный, аккуратный. Любит решат типичные задачи. Предпочитает канцелярские расчетные работы.
  • Предпринимательский тип – находчивый, подвижный, практичный, энергичный, инициативный, азартный. Любит риск, стремится к лидерству, любит быть на виду. Не любит занятий, требующих усидчивости, длительной концентрации внимания. Хорошо работает, когда нужно быстро принять решение. Преобладают словесные способности. Контакты с людьми многочисленны.
  • Артистический тип– высокая эмоциональная чувствительность, творческое воображение, образное решение, богатая фантазия. В отношениях с людьми опирается на свои ощущения, интуицию (понимание без логического обоснования). Развито восприятие, ручные умения и словесные способности. Предпочитает занятия, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной и актерско-сценической деятельностью.

Доминирующий способ мышления

Человеку приходится решать различные проблемные ситуации, входящие в профессиональные задачи. Одним людям лучше даются решения в ситуациях, где требуется:

  • выбрать одно из нескольких готовых решений;
  • другим — в ситуациях, где нужно предложить что-то новое;
  • третьим предпочтительно не размышлять, а действовать.

Доминирующий, т. е. преобладающий, способ мышления является устойчивой характеристикой личности.
Все способы решения профессиональных задач можно разделить на три больших класса:

  1. приложение (применение имеющихся знаний, когда процедура решения достаточно четко определена и заранее выучена);
  2. адаптация (приспособление имеющихся общих знаний к условиям, контексту изменяющейся ситуации);
  3. производство (непосредственное исполнение действий, в основном это относится к ручному труду).

 Классификация способов мышления:

  • приложение — способ разрешения проблемной ситуации четко определен, имеется ясная внутренняя модель того, как должно быть. Разновидности: приложение — процедура, приложение — диагностика, приложение — регуляция;
  • адаптация — имеется несколько способов решения проблемной ситуации, и необходимо выбрать оптимальный в зависимости от обстоятельств. Разновидности: адаптация — анализ, адаптация — координация, адаптация — формализация;
  • производство — представление о выполнении задачи хранится в двигательной памяти человека, производится непосредственное действие. Разновидности: производство — сила, производство — ловкость.

По преобладающему способу мышления всех людей можно разделить на несколько типов, причем каждый из типов характерен для людей разных профессий. Поэтому, определив свой тип, можно проверить, соответствует ли он избранной профессии.
Выделено восемь типов людей:

  1. С преобладающим способом мышления «приложение — процедура». Такие люди лучше всего чувствуют себя, когда нужно точно и пунктуально выполнить известные им заранее процедуры решения поставленной задачи. Профессии, которые им подходят, требуют быстрого и точного исполнения известных процедур решения.
  2. С преобладающим способом мышления «приложение — диагностика». Такие люди лучше всего замечают ошибки, отклонения от нормального течения процесса, способны найти причины этих ошибок. Профессии, которые им подходят, связаны с выявлением причин ошибок, аварий, неправильного функционирования техники с целью профилактики, контроля исправности и устранения неисправностей.
  3. С преобладающим способом мышления «приложение — регуляция». Такие люди любят рассматривать различные аспекты целостной системы с точки зрения того, чтобы обеспечить ее правильное и точное функционирование. Они способны хорошо регулировать отношения между частями целого, достигать равновесия, избегать напряжения. Профессии, которые подходят людям этого типа, связаны с согласованием действий помогут иметь отношение как к техническим, так и к организационным системам.
  4. С преобладающим способом мышления «адаптация — анализ». Такие люди склонны анализировать ситуации, выделять существенное, предлагать новые решения. Профессии, в которых применяется этот способ мышления, требуют произвести анализ разнообразных данных, их сравнение, сопоставление, интерпретацию с целью дальнейшего обобщения и планирования.
  5. С преобладающим способом мышления «адаптация — координация». Такие люди могут согласовывать цели и решения различных многочисленных задач одновременно, стремятся к развитию и инновациям. Профессии, которые подходят людям с этим способом мышления, требуют оценки и решения нескольких задач одновременно, согласования противоречивых целей.
  6. С преобладающим способом мышления «адаптация — формализация». Такие люди хорошо интерпретируют различные ситуации, умело приспосабливаются к обстоятельствам и другим людям, они могут легко придать новую форму различным мыслям и идеям. Профессии, которые им подходят, требуют следующего:
    • умения слушать и переводить на понятный другим язык различные сложные проблемы;
    • развитых коммуникативных навыков;
    • умения считаться с ситуацией и другими людьми.
  7. С преобладающим способом мышления «производство — сила». Такие люди предпочитают решение конкретных технических задач с применением физической силы. К профессиям, требующим этого способа мышления, относятся в основном профессии ручного труда.
  8. С преобладающим способом мышления «производство — ловкость». Такие люди предпочитают решать конкретные технические задачи используя навыки к ручному труду. К профессиям этого типа относятся в основном профессии, требующие ловкости и сноровки.

Типы межличностного взаимодействия:

  • Редкое взаимодействие означает, что человек не стремится действовать совместно с другими, предпочитает независимость. Такие люди хорошо переносят одиночество во время деятельности, сами организуют решение своих профессиональных задач и не считают, что работа должна происходить в группе.
  • Частое взаимодействие по типу «напротив» означает, что человек стремится работать с другими людьми, для него лучше такая работа, которая происходит при частых взаимоотношениях с другими. Такие люди предпочитают профессиональные ситуации продажи, переговоров, приема; ценят возможность обсуждать, договариваться, давать справки другим.
  • Частое взаимодействие по типу «рядом» означает, что человек стремится находиться рядом с другими людьми при решении профессиональных задач. Здесь предпочтение отдается таким профессиональным ситуациям, где люди обмениваются разнообразной информацией, но работу выполняют независимо друг от друга. Такой человек сохраняет некоторую самостоятельность в работе, при том что работает не в одиночку.
  • Частое взаимодействие по типу «вместе» означает, что человек стремится действовать вместе с другими людьми, для него лучше такая работа, которая происходит при постоянных взаимоотношениях с другими. Здесь предпочтение отдается выполнению общей работы «командой», маленькой спаянной группой. Такой человек соглашается на некоторую зависимость от других в работе и не любит работать в одиночку.

Знание своего предпочитаемого типа взаимодействия помогает подобрать работу, где человек чувствует себя наиболее комфортно.

Определить свой тип взаимодействия можно, проанализировав свое поведение в общении с другими людьми, а также выполнив ряд тестовых заданий, выявляющих уровень развития коммуникативных способностей.